Справка: Законодательство

Конституция Рoссийской Фeдерации

  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
    Статья 42

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

    Статья 58

    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ

  • Статья 14, пункт 18:
    К вопросам местного значения поселения относятся:

    18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
  • Статья 77, пункт 1:

    1) Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ

  • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
    - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
    - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
    - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
    - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    2. Граждане имеют право:
    - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
    - направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
    - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
    - оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
    - обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
    - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
    - осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

    3. Граждане обязаны:
    - сохранять природу и окружающую среду;
    - бережно относиться к природе и природным богатствам;
    - соблюдать иные требования законодательства.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

  • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
     
    2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
     
    3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
     
    2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с "законодательством" Российской Федерации.

    3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
    Статья 8.2. 

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; 

    на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; 

    на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; 

    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ

  • Статья 55. Санитарная безопасность в лесах
    1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
    1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
    2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
    3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
    4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
    5) установление санитарных требований к использованию лесов.

    2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

    3. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

    1.  Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде,

    - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.


    2.  Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, 

    - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.


    3.  Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, 

    - наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ

  • Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления
    1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными "правилами" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
    2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
     
    3. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
    Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.


Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" от 29.06.2007 N 414

  • 3. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
    а) лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается:

    в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

    в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

    в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

    б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается:

    в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

    в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

    в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

Приказ Рослесхоза от 29.12.2007 № 523

  • Приложение 2, раздел 4. Очистка леса от захламления и загрязнения
    66. При обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством.

    67. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

    68. Очистка леса от захламления производится с учетом требований Закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности населения" (ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.).

    69. Очистка от захламления лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проводится в рекреационных функциональных зонах, функциональных зонах познавательного туризма обслуживания посетителей, хозяйственного назначения, определяемых положением об особо охраняемой природной территории. Очистка лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, от захламления в других функциональных зонах проводится в случае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной безопасности в лесах (пункты 15 - 16 "Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", Приказ МПР Российской Федерации N 181 от 16.07.2007).

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ

  • Статья 7. Требования к письменному обращению
    1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
     
    2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
     
    3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
  • Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
    1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
     
    2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
  • Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
    1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

    7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
  • Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
    1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
     

    2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

  • Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Справочно:  Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
     
    Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
     
    Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.